Трансмиссия автомобиля УАЗ-469 предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к колёсам, изменения тяговых усилий, скоростей и направления движения. В автомобилях часть трансмиссии (сцепление и коробка передач) входит в состав силового агрегата.
В механических трансмиссиях мощность на всех режимах работы мотора передаётся только посредством различных механических передач вращательного движения: зубчатых передач, цепных передач, планетарных передач, фрикционных муфт, валов, шарниров, и т. п. Механические трансмиссии обладают наивысшим КПД среди прочих, наименьшей массой, наиболее просты в производстве.
При рассмотрении конструкции автомобиля в контексте оценки его потребительских или эксплуатационных качеств одним из наиболее важных параметров является тип коробки передач, под механической трансмиссией машины нередко понимается трансмиссия именно с механической коробкой передач — то есть, коробкой, в которой отсутствует какая-либо вспомогательная гидравлика или электроника, а переключение передач осуществляется водителем. А вся совокупность элементов, передающих мощность от двигателя к колёсам, в таком случае называется просто «трансмиссия» без дополнительного определения «механическая». То есть, тип и конструкция коробки передач оказывается решающим для классификации трансмиссии конкретной машины.

Техническая характеристика трансмиссии УАЗ-469, УАЗ-469Б

 
  УАЗ-469 УАЗ-469Б
Сцепление:    
тип Сухое, однодисковое. Ведомый диск снабжен пружинно-фрикционным гасителем колебаний Сухое, однодисковое. Ведомый диск снабжен пружинно-фрикционным гасителем колебаний
привод Механический Механический
Коробка передач УАЗ:    
тип Механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами третьей и четвертой передач Механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами третьей и четвертой передач
управление Рычагом, установленным на крышке коробки передач Рычагом, установленным на крышке коробки передач
передаточные числа:    
первая передача 4,124 4,124
вторая передача 2,641 2,641
третья передача 1,58 1,58
четвертая передача 1,00 1,00
передача заднего хода 5,224 5,224
сухая масса, кг 33,5 33,5
Раздаточная коробка:    
тип Двухступенчатая, установлена на заднем торце коробки передач Двухступенчатая, установлена на заднем торце коробки передач
управление Переключение передач и включение переднего моста рычагами, смонтированными на крышке раздаточной коробки Переключение передач и включение переднего моста рычагами, смонтированными на крышке раздаточной коробки
передаточные числа:    
прямая передача 1,00 1,00
понижающая передача 1,94 1,94
отбор мощности Возможен для привода при движении и на стоянке автомобиля специальных агрегатов, установленных в кузове. Допустимый отбор мощности 40 % Возможен для привода при движении и на стоянке автомобиля специальных агрегатов, установленных в кузове. Допустимый отбор мощности 40 %
сухая масса раздаточной коробки со стояночным тормозом, кг 37,4 37,4
Карданная передача:    
тип Открытая, состоит из двух валов. Карданные шарниры на игольчатых подшипниках Открытая, состоит из двух валов. Карданные шарниры на игольчатых подшипниках
карданные валы:    
передний Комбинированный, с двумя шарнирами (состоит из трусы и сплошного вала) Комбинированный, с двумя шарнирами (состоит из трусы и сплошного вала)
задний Трубчатый, с двумя шарнирами Трубчатый, с двумя шарнирами
масса карданных валов, кг:    
переднего 6,90 6,90
заднего 8,25 8,25
Передний и задний ведущие мосты:    
тип С разъемным в вертикальной плоскости картером и колесными редукторами.

Передний мост имеет устройство для отключения передних колес
С разъемным в вертикальной плоскости картером. Передний мост имеет устройство для отключения передних колес
общее передаточное число 5,38 5,125
главная передача мостов Коническая, с криволинейными зубьями зубчатых колес Коническая, с криволинейными зубьями зубчатых колес
передаточное число главной

передачи
2,77 5,125
дифференциал мостов Конический, с четырьмя сателлитами Конический, с четырьмя сателлитами
колесные редукторы мостов:    
тип Шестеренчатые, с внутренним зацеплением  
передаточное число 1,94  
шарниры поворотных кулаков переднего моста Постоянной угловой скорости,

шариковые
 
установка передних колес:    
угол развала колес 1?30? 1?30?
угол продольного наклона

шкворней
3? 3?
угол бокового наклона

шкворней
8? 5?30?
схождение колес, мм 1,5…3,0 1,5…3,0
передача толкающих усилий и восприятие реактивного момента Рессорами Рессорами
сухая масса ведущих мостов, кг:    
переднего 140 120
заднего 121,5 100

Далее характеристики:
    Ходовая часть, подвеска, системы управления УАЗ-469, УАЗ-469Б
    Электрооборудование УАЗ-469, УАЗ-469Б
    Кузов УАЗ-469, УАЗ-469Б
    Регулировочные данные УАЗ-469, УАЗ-469Б
    Заправочная вместимость УАЗ-469, УАЗ-469Б

    • Техническая характеристика УАЗ-469, УАЗ-469Б
    • Двигатель УАЗ-469, УАЗ-469Б
    • Трансмиссия УАЗ-469, УАЗ-469Б
    • Органы управления УАЗ-469
    • Подготовка к работе УАЗ-469
    • Подвеска двигателя УАЗ-469
    • Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ-469
    • Газораспределительный механизм двигателя УАЗ-469
    • Система смазки УАЗ-469
    • Система вентиляции картера двигателя УАЗ-469
    • Система питания двигателя УАЗ-469
    • Карбюратор К-129В
    • Система выпуска газов двигателя УАЗ-469
    • Система охлаждения двигателя УАЗ-469
    • Предпусковой подогреватель двигателя УАЗ-469
    • Неисправности двигателя УАЗ-469
    • Сцепление УАЗ-469
    • Коробка передач УАЗ-469
    • Раздаточная коробка УАЗ-469
    • Карданная передача УАЗ-469
    • Задний мост УАЗ-469
    • Задний мост УАЗ-469Б
    • Передний ведущий мост УАЗ-469
    • Рама УАЗ-469
    • Подвеска УАЗ-469
    • Рулевое управление УАЗ-469
    • Тормоза УАЗ-469
    • Электрика УАЗ-469
    • Генератор УАЗ-469
    • Регулятор напряжения РР132
    • Аккумуляторная батарея УАЗ-469
    • Система зажигания УАЗ-469
    • Стартер УАЗ-469
    • Система освещения, световой и звуковой сигнализации УАЗ-469
    • Контрольно-измерительные приборы УАЗ-469
    • Инструменты и принадлежности УАЗ-469
    • Кузов УАЗ-469
    • Маркировка УАЗ-469
    • Техническое обслуживание УАЗ-469
    • Смазочные материалы УАЗ-469 и УАЗ-469Б